Пример влияния на подсознание
|
|
В одном из кинотеатров Нью-Йорка шел художественный фильм. Только режиссер знал, что в киноленту между кадрами вмонтированы титры «Пейте кока-колу» или «Ешьте жареную кукурузу». Они мелькали каждые 5 секунд, причем настолько быстро, что ни один из 50 тысяч зрителей не заметил дополнительных кадров рекламы. Но после окончания сеансов зрители раскупали жареную кукурузу на 57 процентов, а кока-колу на 18 процентов больше, чем зрители, смотревшие фильм без титров. Рекламные призывы проникали в мозг зрителей подсознательно. Описанное здесь явление подсознательного восприятия текста можно объяснить следующим образом. Для формирования у человека осознанного изображения необходимо, чтобы оно повторялось один-два раза в секунду. Для подсознательного восприятия при показе фильма к 24 стандартным кадрам добавляется 25-й нестандартный рекламный кадр, который проникает в подсознание, минуя сознание. Впоследствии, когда человек случайно наталкивается на разрекламированную таким образом продукцию, она уже прочно вошла в его сознание. |
|
Психология человека такова, что восприятие рекламы через подсознание выглядит как интерес к вещи, как желание ее приобрести. Так через подсознание можно определенным образом влиять на сознание и управлять им. |
|
Подсознание имеет большое значение в нашей жизни. Без его регулирующей роли человек был бы ограничен в своей практике. Он осознает только некоторые действия, наиболее сложные и существенные, контроль же за другими вспомогательными операциями протекает неосознанно. Бессознательное, регулируя поведение человека, освобождает его для решения новых творческих задач. |
Роль подсознания в работе памяти
|
|
Особую роль имеет подсознание в работе памяти. Хранение информации в памяти представляет собой бессознательный процесс. Столь же бессознательно нередко эта информация извлекается из памяти. Во время разговора человек свободно подыскивает нужные слова, не осознавая при этом процесса их выбора. Речь его течет быстро, без затруднений. Только в некоторых случаях припоминание идет сознательно, особенно если человек употребляет малознакомое слово. В этом случае ему нередко приходится осмысливать свою речь, сознательно вспоминать нужное слово. Для определения возможности использования подсознания с целью улучшения памяти рассмотрим механизм взаимодействия сознания и подсознания. Как показывает нейрофизиологическое строение анализаторов мозга, сигналы, идущие из внешней среды к органам чувств, обязательно проходят подкорковые структуры мозга и замыкаются на подсознании. |
|
Если сочетание сигналов, пришедших в подсознание, уже встречалось, то подсознание может дать ответ: сложную программу управления движением человека или какую-нибудь стандартную фразу. Если сочетание сигналов необычно, то они не находят соответствующей структуры в подсознании и поступают в сознание. В результате нескольких попыток обработки этой ситуации с помощью подсознания в сознании происходит синтез нужного ответа. Для поиска наиболее правильного ответа потребуется неоднократное повторение данной ситуации. |
Две гипотезы работы сознания и подсознания в процессе обучения
|
|
Каким образом происходит распределение структур мозга, связанных с сознанием и подсознанием? Существуют две гипотезы работы сознания и подсознания в процессе обучения. В первом случае модель распределения сознания и подсознания в мозгу человека выглядит следующим образом: мозг не имеет структурного деления на области сознания и подсознания. С каждым частным результатом обучения граница между сознанием и подсознанием отодвигается в сторону области сознания, т.е. подсознание в этом случае растет, сознание уменьшается. Организация структур мозга в процессе запоминания идет по всему его объему. |
|
Согласно второй гипотезе, существует область сознания, т.е. структурно обособленная часть коры мозга, которая специализируется на процесседетерминизации ответов (решений) на ту или иную ситуацию. Далее уже готовые решения поступают в остальные отделы головного мозга. Управлять работой подсознания можно, лишь воздействуя на него через сознание. Когда мозг сосредоточивается, чтобы удержать мысль в сознании, это значит, что все «сознание вынуждено работать над этой мыслью». Чем больше времени мозг удерживает мысль в сознании, тем в большей степени совершается переход этой мысли в подсознание. |
|
Задача укрепления памяти состоит в решении проблемы управления сознанием, а через него в значительной степени и подсознанием. Чтобы лучше запомнить, необходимо сознательно управлять процессом запоминания через подсознание, используя для этого специальную тренировку. |
|
Она состоит в том, что, запоминая что-либо, необходимо максимально сосредоточиться на общей задаче запоминания и, тщательно осмысливая весь ход запоминания, повторить запоминаемую мысль несколько раз, переводя ее тем самым в подсознание. Связывая запоминаемое с тем, что имеется в нашей памяти, мы подготавливаем переход запоминаемого в подсознание. Для человека, привыкшего к систематической работе, тренировать подсознание целесообразно перед сном. Однако к моменту засыпания не нужно думать о запоминаемом. Если к этому времени усилием воли мысли не будут подавлены в сознании, они могут циркулировать в мозгу в течение ночи, ослабляя сон. Предположим, вы умеете подавить перед сном эмоциональное возбуждение, связанное с обдумыванием запоминаемой мысли. В этом случае за 15—20 минут до наступления сна следует продумать запоминаемый материал. Утром, вновь возвращаясь к тем мыслям, обнаружите, что многое запомнили, сказалась колоссальная работа подсознания. Повторив запоминаемый материал утром, можно вновь дать задание подсознанию, занявшись другими делами. Итак, повторяя многократно, можно убедиться в том, что вы запомнили материал наиболее полно и на длительное время. Здесь также важно учитывать принципы «укладки» и «вытаскивания» необходимой информации из подсознания. |
Принципы организации нейронных цепей мозга при запоминании
|
|
Вся информация, которая накапливается в подсознании, организует нейронные сети по двум принципам: временному и ассоциации идей. При временной организации структур нейронных цепей мозга все многообразие моделей, отражающих объективный мир, «укладывается» в обобщающие модели, в пределах которых структуры следуют одна за другой, последовательно. Здесь нередко бывает невозможно «вытащить» нужную информацию, не проследив всей цепочки временных ассоциаций. Формирование моделей образов объективного мира по ассоциации идей позволяет группировать сведения, касающиеся одной идеи, по принципу разветвленного дерева, «разрастающегося» по мере все более глубокого изучения того или иного предмета. В таком случае говорят, что образ наполняется содержанием. Оба принципа, (временный и ассоциативный) могут сочетаться, давая наиболее полное отражение действительности. |
|
Эти принципы «укладки» информации можно использовать при запоминании материала. А как происходит «вытаскивание» подсознательной информации? Каждая структура подсознания может начать декодироваться сознанием от других причин: случайного возбуждения нейронов любой точки структуры мозга в связи с превышением уровня перехода информации от подсознания к сознанию и путем продумывания вспоминаемого по ассоциативным признакам того, что уже имеется в подсознании. |
|
Первая причина декодирования подсознательной информации, возникающая от случайного возбуждения нейронов, может возникнуть как у бодрствующего, так и у спящего человека. Однако у спящего такое случайное возбуждение неуправляемо и не может быть подавлено. В бодрствующем состоянии человек может управлять этим процессом, подавляя нежелательную мысль в своем сознании. В этом и состоит принцип сосредоточения. При наличии второй причины декодирования подсознательной информации подбирается код «вскрытия» из подсознания необходимой информации. Чем точнее код, тем легче вскрывается нужная структура подсознания. Под кодом здесь понимают ту зашифровку запоминаемой мысли, благодаря которой эта мысль укладывается на вполне определенную полочку памяти. Подбор кода для отыскания нужной информации в подсознании заключается в поиске ассоциативного временного признака, по которому была зашифрована информация при запоминании.
Таким образом, вспоминая о каком-либо предмете в общих чертах, мы можем, дав задание нашему подсознанию в виде смутных или слабо связанных друг с другом мыслей, ожидать через некоторое время более точного и ясного воспоминания. Причем такое воспоминание придет совершенно неожиданно и случайно. На самом деле оно будет результатом непрерывной работы нашей памяти на уровне подсознания, однако этой работы мы не осознаем. |
|
Для того чтобы можно было воспользоваться подсознанием при воспроизведении забытого материала, необходимо дать подсознанию задание со структурой, непрерывно обогащаемой нашим опытом. Сосредоточившись на общей задаче воспоминания и пытаясь по временному признаку ассоциаций подобрать код к забытой мысли, мы тем самым настраиваем внутреннюю структуру подсознания, которой будет охвачено данное воспоминание. Именно такое очерчивание области понятий, в пределах которой происходит воспоминание, и позволяет сознательно дать задание подсознанию. |
Лучшее время для работы с подсознанием
|
|
Задание подсознанию лучше всего давать в ночные часы, когда мозг больше всего сосредоточен и ничто не отвлекает его от основной мысли. Перед сном время следует использовать таким образом, чтобы продумывались и отводились для запоминания самые сложные вопросы, так как в ночное время будет проведена подсознательная доработка нерешенных вопросов. |
|
Использовать подсознание для запоминания можно и в бодрствующем состоянии. Вы уже видели на примере рекламных кадров, вмонтированных в обычный художественный фильм, что зритель воспринимает их подсознательно. Прерывистое восприятие запоминаемого изображения интерпретируется как многократное повторение материала. Причем подбирается такая частота повторений, чтобы обучаемый не успевал осознанно воспринимать запоминаемый материал. В результате повторений информация накапливается, приходя от органов чувств непосредственно в подсознание. |
|
Для улучшения запоминания информация подается в сознание (при чтении и прослушивании запоминаемого текста). Таким методом пользовалсяБ.И.Хачапуридзе при обучении учащихся Тбилисского государственного университета иностранному языку. В результате использования этого метода, как утверждает Б.И.Хачапуридзе, взрослые в течение академического часа могут овладеть 30 иностранными словами и 6 — 8 фразами, составленными из этих слов. Это в два — три раза быстрее, чем при обычном методе обучения. Основные принципы запоминания при непосредственном воздействии на подсознание: 1) предварительное осознание заучиваемого материала и предварительное образование зрительно-слуховой связи между заучиваемыми элементами; 2) закрепление осознанного материала быстрыми повторными воздействиями на подсознательную сферу; 3) воспроизведение заученного и осознание ошибок. |
Использование подсознания для развития памяти
|
|
Существует ряд способов использования подсознания для развития памяти. Это самовнушение и самогипноз. Наиболее простой способ — самовнушение. В начале XX века Эмиль Куэ, французский аптекарь, гениальный автор способа самовнушения, разработал способ влияния на психическое состояние и поведение, развитие определенных личностных качеств, способ борьбы против человеческих слабостей. Основываясь на тезисе о прямом воздействии разума на физическое состояние организма, Куэ разработал технику сопротивления болезни и ускорения процесса выздоровления. Отдавая должное Куэ, отметим, что среди предлагавшихся им формул самовнушения есть фразы сомнительной эффективности. Например, он предлагает повторять ежедневно: «С каждым днем я живу все лучше и лучше». Со времен Куэ принципы самовнушения получили дальнейшее развитие, и этот способ действительно дает замечательные результаты. В нашу задачу не входит изложение способа самовнушения во всех областях его применения. Ограничимся использованием самовнушения для развития памяти. |
Самовнушение
|
|
Техника самовнушения состоит в повторении (до 20 раз подряд) одной и той же фразы. В течение дня обычно делается три сеанса самовнушения: утром после пробуждения; в полдень; вечером (желательно в постели перед сном). Это простое упражнение постепенно закрепляет в нашем подсознании идею, содержащуюся в данной фразе. Подсознательная сфера, в свою очередь, активно включается в процесс осуществления идеи. Пример фраз самовнушения для развития памяти: «я чувствую, как моя память улучшается»; «я чувствую, что могу все больше доверять моей памяти». Фразы для достижения более конкретных результатов: «я запоминаю все лучше и лучше то, что читаю»; «моя память на имена улучшается с каждым днем». Повторяйте фразу по вашему выбору до 20 раз машинально, сосредоточивая внимание на ее смысле в начале упражнения. Не смущайтесь, если после нескольких повторений ваше внимание переключается на другую мысль, продолжайте повторять фразу. Для того чтобы сеанс самовнушения был эффективным, необходимо снять малейшее напряжение. Уединитесь в тихом месте, сядьте или прилягте. Расслабьте все мышцы, закройте глаза. Начинайте повторять фразу. При выборе фразы соблюдайте следующие правила. |
|
1. Фраза должна быть простой (в одно предложение). Не используйте сложных фраз типа «когда меня пытаются смутить сложным вопросом, у меня всегда готов ответ, так как у меня отличная память». |
|
2. Фраза должна иметь позитивный смысл. Не говорите: «У меня нет больше проблем с английским языком». Сформулируйте свою мысль так: «Я усваиваю английский язык легче и легче». |
|
3. Фраза не должна быть слишком общей. |
|
Не говорите: «Мои умственные способности улучшаются с каждым днем». Выбирайте фразы с учетом ваших конкретных проблем, например: «у меня есть основания доверять своей памяти», «с каждым днем моя внимательность улучшается», «запоминание законов улучшается день ото дня»; «чем больше я узнаю медицину, тем надежнее моя память». Фразы не должны быть слишком прямолинейными. Ваше подсознание сильнее рассудка. Вы можете влиять на подсознание, но делайте это искусно, не грубо, со своего рода хитростью. Не атакуйте подсознание «в лоб», это, как правило, не дает результатов. Поэтому мы вам не советуем начинать самовнушение с таких фраз, как «моя память изумительная» или «я запоминаю все». Используйте фразы с элементами постепенности: «я чувствую, что моя память становится все надежнее», «я запоминаю то, что хочу запомнить». Если вы чувствуете, что ваша память слишком слаба, начинайте самовнушение с таких фраз, как «я все лучше и лучше сосредоточиваю свое внимание», «чтобы запомнить, я становлюсь все более внимательным». Если недоверие к памяти проистекает от неуверенности в себе, используйте фразы типа «чем больше я доверяю памяти, тем она лучше», «я могу рассчитывать на мою память». |
Самогипноз
|
|
Суть самогипноза состоит в том, чтобы привести себя в состояние, промежуточное между бодрствованием и первым сном. Владение самогипнозом достигается специальной тренировкой, которую лучше пройти у специалиста. Во время сна сознание отключается и в силу вступает подсознание. Именно поэтому наши сны бывают такими странными. Днем, во время бодрствования, мы не можем по своему желанию проникнуть в сферу, не управляемую нашим сознанием. При переходе от бодрствования ко сну человек находится в таком состоянии, когда, образно выражаясь, «дверь» в подсознание приоткрывается. В это время туда можно «внести» желаемые идеи и приказания. Но необходимо все время быть на грани между сном и не сном. Заснешь — «приказа» не передашь, окончательно проснешься — «дверь» уже закрыта. Обучение самогипнозу позволяет продлить состояние между бодрствованием и сном для того, чтобы ввести фразы внушения в подсознание. Эти фразы составляются по тем же правилам, что и для самовнушения. Преимущество самогипноза перед самовнушением состоит в том, что желаемые результаты достигаются гораздо быстрее. Используя то же сравнение, можно сказать, что при самогипнозе «дверь» в подсознание открыта более широко, чем при самовнушении. Самогипноз может помочь развитию личностных качеств (память, воля), бороться с пороками и слабостями (курением, алкоголизмом, наркоманией), избавиться от психологических комплексов.
|
|