Пример влияния на подсознание |
|||||||||||||||||||||||||||
В одном из кинотеатров Нью-Йорка шел художественный фильм. Только режиссер знал, что в киноленту между кадрами вмонтированы титры «Пейте кока-колу» или «Ешьте жареную кукурузу». Они мелькали каждые 5 секунд, причем настолько быстро, что ни один из 50 тысяч зрителей не заметил дополнительных кадров рекламы. Но после окончания сеансов зрители раскупали жареную кукурузу на 57 процентов, а кока-колу на 18 процентов больше, чем зрители, смотревшие фильм без титров. Рекламные призывы проникали в мозг зрителей подсознательно. Описанное здесь явление подсознательного восприятия текста можно объяснить следующим образом. Для формирования у человека осознанного изображения необходимо, чтобы оно повторялось один-два раза в секунду. Для подсознательного восприятия при показе фильма к 24 стандартным кадрам добавляется 25-й нестандартный рекламный кадр, который проникает в подсознание, минуя сознание. Впоследствии, когда человек случайно наталкивается на разрекламированную таким образом продукцию, она уже прочно вошла в его сознание. | |||||||||||||||||||||||||||
Психология человека такова, что восприятие рекламы через подсознание выглядит как интерес к вещи, как желание ее приобрести. Так через подсознание можно определенным образом влиять на сознание и управлять им. | |||||||||||||||||||||||||||
Подсознание имеет большое значение в нашей жизни. Без его регулирующей роли человек был бы ограничен в своей практике. Он осознает только некоторые действия, наиболее сложные и существенные, контроль же за другими вспомогательными операциями протекает неосознанно. Бессознательное, регулируя поведение человека, освобождает его для решения новых творческих задач. | |||||||||||||||||||||||||||
Роль подсознания в работе памяти |
|||||||||||||||||||||||||||
Особую роль имеет подсознание в работе памяти. Хранение информации в памяти представляет собой бессознательный процесс. Столь же бессознательно нередко эта информация извлекается из памяти. Во время разговора человек свободно подыскивает нужные слова, не осознавая при этом процесса их выбора. Речь его течет быстро, без затруднений. Только в некоторых случаях припоминание идет сознательно, особенно если человек употребляет малознакомое слово. В этом случае ему нередко приходится осмысливать свою речь, сознательно вспоминать нужное слово. Для определения возможности использования подсознания с целью улучшения памяти рассмотрим механизм взаимодействия сознания и подсознания. Как показывает нейрофизиологическое строение анализаторов мозга, сигналы, идущие из внешней среды к органам чувств, обязательно проходят подкорковые структуры мозга и замыкаются на подсознании. | |||||||||||||||||||||||||||
Если сочетание сигналов, пришедших в подсознание, уже встречалось, то подсознание может дать ответ: сложную программу управления движением человека или какую-нибудь стандартную фразу. Если сочетание сигналов необычно, то они не находят соответствующей структуры в подсознании и поступают в сознание. В результате нескольких попыток обработки этой ситуации с помощью подсознания в сознании происходит синтез нужного ответа. Для поиска наиболее правильного ответа потребуется неоднократное повторение данной ситуации. | |||||||||||||||||||||||||||
Две гипотезы работы сознания и подсознания в процессе обучения |
|||||||||||||||||||||||||||
Каким образом происходит распределение структур мозга, связанных с сознанием и подсознанием? Существуют две гипотезы работы сознания и подсознания в процессе обучения. В первом случае модель распределения сознания и подсознания в мозгу человека выглядит следующим образом: мозг не имеет структурного деления на области сознания и подсознания. С каждым частным результатом обучения граница между сознанием и подсознанием отодвигается в сторону области сознания, т.е. подсознание в этом случае растет, сознание уменьшается. Организация структур мозга в процессе запоминания идет по всему его объему. | |||||||||||||||||||||||||||
Согласно второй гипотезе, существует область сознания, т.е. структурно обособленная часть коры мозга, которая специализируется на процесседетерминизации ответов (решений) на ту или иную ситуацию. Далее уже готовые решения поступают в остальные отделы головного мозга. Управлять работой подсознания можно, лишь воздействуя на него через сознание. Когда мозг сосредоточивается, чтобы удержать мысль в сознании, это значит, что все «сознание вынуждено работать над этой мыслью». Чем больше времени мозг удерживает мысль в сознании, тем в большей степени совершается переход этой мысли в подсознание. | |||||||||||||||||||||||||||
Задача укрепления памяти состоит в решении проблемы управления сознанием, а через него в значительной степени и подсознанием. Чтобы лучше запомнить, необходимо сознательно управлять процессом запоминания через подсознание, используя для этого специальную тренировку. | |||||||||||||||||||||||||||
Она состоит в том, что, запоминая что-либо, необходимо максимально сосредоточиться на общей задаче запоминания и, тщательно осмысливая весь ход запоминания, повторить запоминаемую мысль несколько раз, переводя ее тем самым в подсознание. Связывая запоминаемое с тем, что имеется в нашей памяти, мы подготавливаем переход запоминаемого в подсознание. Для человека, привыкшего к систематической работе, тренировать подсознание целесообразно перед сном. Однако к моменту засыпания не нужно думать о запоминаемом. Если к этому времени усилием воли мысли не будут подавлены в сознании, они могут циркулировать в мозгу в течение ночи, ослабляя сон. Предположим, вы умеете подавить перед сном эмоциональное возбуждение, связанное с обдумыванием запоминаемой мысли. В этом случае за 15—20 минут до наступления сна следует продумать запоминаемый материал. Утром, вновь возвращаясь к тем мыслям, обнаружите, что многое запомнили, сказалась колоссальная работа подсознания. Повторив запоминаемый материал утром, можно вновь дать задание подсознанию, занявшись другими делами. Итак, повторяя многократно, можно убедиться в том, что вы запомнили материал наиболее полно и на длительное время. Здесь также важно учитывать принципы «укладки» и «вытаскивания» необходимой информации из подсознания. | |||||||||||||||||||||||||||
Принципы организации нейронных цепей мозга при запоминании |
|||||||||||||||||||||||||||
Вся информация, которая накапливается в подсознании, организует нейронные сети по двум принципам: временному и ассоциации идей. При временной организации структур нейронных цепей мозга все многообразие моделей, отражающих объективный мир, «укладывается» в обобщающие модели, в пределах которых структуры следуют одна за другой, последовательно. Здесь нередко бывает невозможно «вытащить» нужную информацию, не проследив всей цепочки временных ассоциаций. Формирование моделей образов объективного мира по ассоциации идей позволяет группировать сведения, касающиеся одной идеи, по принципу разветвленного дерева, «разрастающегося» по мере все более глубокого изучения того или иного предмета. В таком случае говорят, что образ наполняется содержанием. Оба принципа, (временный и ассоциативный) могут сочетаться, давая наиболее полное отражение действительности. | |||||||||||||||||||||||||||
Эти принципы «укладки» информации можно использовать при запоминании материала. А как происходит «вытаскивание» подсознательной информации? Каждая структура подсознания может начать декодироваться сознанием от других причин: случайного возбуждения нейронов любой точки структуры мозга в связи с превышением уровня перехода информации от подсознания к сознанию и путем продумывания вспоминаемого по ассоциативным признакам того, что уже имеется в подсознании. | |||||||||||||||||||||||||||
Первая причина декодирования подсознательной информации, возникающая от случайного возбуждения нейронов, может возникнуть как у бодрствующего, так и у спящего человека. Однако у спящего такое случайное возбуждение неуправляемо и не может быть подавлено. В бодрствующем состоянии человек может управлять этим процессом, подавляя нежелательную мысль в своем сознании. В этом и состоит принцип сосредоточения. При наличии второй причины декодирования подсознательной информации подбирается код «вскрытия» из подсознания необходимой информации. Чем точнее код, тем легче вскрывается нужная структура подсознания. Под кодом здесь понимают ту зашифровку запоминаемой мысли, благодаря которой эта мысль укладывается на вполне определенную полочку памяти. Подбор кода для отыскания нужной информации в подсознании заключается в поиске ассоциативного временного признака, по которому была зашифрована информация при запоминании.
|